Привет из Ферелдена
Впрочем, какими бы ни были дальнейшие впечатления, на старте настигает разочарование: выбрать расу главного героя — нельзя. Либо соглашаемся управлять человеком, либо гневно давим на Alt+F4. Сотен уникальных фраз, которые доведется услышать исключительно эльфу, выросшему в резервации, или гномьему аристократу, следовательно, не дождемся. Еще более обидно то, что завязка нынче — общая для всех трех классов; меняются лишь незначительные детали сценария.Собственно, в центре повествования — Хоук, выходец из ферелденского города Лотеринга. Местечко это, если помните, Серому Стражу и компании довелось посетить в Origins. После отбытия бесстрашных друзей по делам поселение пожирает Мор, так что Хоуку с семьей приходится спасаться от порождений тьмы бегством. По пути приключенцы встречают нашу старую знакомую ведьму Флемет, которая помогает им добраться до Киркволла — города, расположенного к северу от владений тейрна Логейна. Там наш подопечный с родней и оседает на ближайшие несколько лет.
Узнаем мы о непростом житье-бытье бедолаг из уст гнома Варрика. Его допрашивает Искательница Истины Кассандра, желающая узнать, с чего вдруг новоиспеченному Чемпиону Хоуку вздумалось стравить между собой Круг магов и храмовников. Проблема же заключается в том, что вся история полурослика — бесстыдный «филлер», дающий весьма хилый пинок основному сюжету. За тридцать с лишним часов мы услышим полноценную повесть о беженце из Лотеринга, но за пределы Киркволла происходящее не выйдет. Не расскажут нам ни о мотивах Флемет, ни о том, что случилось с нашим Стражем и как он связан с отважным погорельцем. За подробностями — в Dragon Age 3. И в парочку DLC, надо полагать.На пути к успеху
Ну а в DA2 нам предлагают взглянуть, как Чемпион мотался по пяти районам Киркволла и его окрестностям, выполняя поручения всех, кто попросит. Выбор «профессий» нехитрый — либо почтальон, либо наемник. Романтика настоящего эпического приключения из Dragon Age испарилась. Прежде всего потому, что, когда тебя в тридцатый раз посылают в другой конец измозолившего глаза города с просьбой поговорить с кем-нибудь или спровадить на тот свет очередного буку, становится вовсе не до атмосферы.
Обещание разработчиков показать разные облики крепости, которая будет меняться с течением времени, — пшик. Что бы ни происходило в жизни нашего героя, Киркволл остается статичным. Внимание к деталям — вообще нулевое: например, трупы в доме сопартийца Фенриса годами валяются без намека на тлен. Чудеса…
Усиливает раздражение непростительно малое количество подземелий — всего их наберется не больше полудюжины. Когда ближе к финалу Чемпиона посылают разгребать ну очень темное и важное дельце в сто раз виденный подвал — хочется смеяться. И это — в сюжетных заданиях, которые вроде бы должны быть самыми проработанными, неповторимыми и интересными. С побочными все проще — их хотя бы можно не выполнять. Халтура, какой не сыскать даже в иных бюджетных ролевках.«Поговори со мною по душам…»
Вообще, в свежем творении BioWare недостаток наполнения заметен буквально во всем. Опустим даже тот факт, что нам запретили переодевать товарищей, оставив только возможность раздавать оружие, кольца, ремни да амулеты. Об этом авторы заранее честно предупредили, какой бы спорной находка ни была. А как вам такое — с большинством торговцев теперь нельзя просто поболтать? Если в Origins едва ли не с каждым встречным продавцом или ремесленником мы заводили задушевные беседы, то в сиквеле нам позволят в лучшем случае взять еще одно дурацкое поручение и отправиться восвояси. К сожалению, на таких харизматичных работников, как денеримский кузнец Вейд, Киркволл беден.
Да что там купцы — теперь даже с компаньонами разрешено общаться лишь в выбранном создателями месте и строго по расписанию, словно в тюрьме. Напоминание о разговоре с другом в DA2 даже в отдельную вкладку дневника выносится. Приди, дескать, Хоук туда-то и поговори с Изабеллой, а не то поздно будет. Экое важное событие!

Зато, как и в оригинале, с напарниками можно здорово поссориться. Старая шкала отношения сменила дизайн, но суть осталась примерно та же: если наши действия по душе приятелю — указатель ползет к отметке «Друг»; если ляпнули глупость или поступили не так, как советовал сопартиец, — стрелка неумолимо движется в обратную сторону. Подарков в DA2 немного, так что заглаживать вину мешком безделушек не выйдет — нужно помнить о персональных квестах, а также о редких беседах с глазу на глаз.RPG для начинающих
Совершенно непонятные вещи произошли в сиквеле с одним из важнейших элементов настоящей ролевой игры — «крафтингом». Заботы о том, где бы подешевле купить ингредиенты для зелий или рун, остались в Origins иAwakening — отныне достаточно единожды найти тот или иной компонент. Нашли? Тогда заказывайте на рынке или в поместье столько товара, на сколько хватит денег. Благо золота полно, а цены здесь — в лучших традициях распродаж в Steam, то есть чисто символические. После похода за покупками назревает лишь один вопрос: какие упрощения ждут нас в третьей части? Может, веселый курьер будет безвозмездно приносить ящики с целебными напитками и рунами прямо к порогу нашего особняка?
Даже удивительно, что ролевую систему ножницы BioWare почти не тронули. Жаль только, что «мирные» навыки благополучно отправились на свалку. Так, в DA2 наш Чемпион по умолчанию красноречив и в развитии ораторского мастерства не нуждается. Все прочее — стандартно. Разве что категории способностей устроены несколько иначе, если сравнивать с предшественницей. Тут совершенствоваться последовательно не обязательно — дополнительные «лепестки», улучшающие уже имеющиеся навыки, можно пропускать. Но лучше, конечно, находить баланс между количеством и качеством.
Другое дело, что на среднем уровне сложности даже неумелый командир с бездарной партией вряд ли почувствует дискомфорт. Вопреки совсем уж истеричным воплям некоторых фанатов «Начала», бои не превратились в слэшер, но стали заметно легче. Теперь нас пытаются задавить прямо-таки толпами «мяса» — мародеры сваливаются чуть ли не на голову, огры выскакивают из-за угла, а безвкусная «расчлененка» демонстрируется ежесекундно. Прибегать к тактической паузе нет необходимости — особо грозные главгады в Dragon Age 2 распиливаются за пять минут. Динамично? Да. Увлекательно? Не слишком.
Наконец, последний признак всеобъемлющего оглупления серии — диалоговое «колесо» на манер Mass Effect. Знакомое кольцо из далекой-далекой галактики разделено на сегменты, каждый из которых обозначает определенную эмоцию, будь то грубость, великодушие или сарказм. Более того, разработчики пошли дальше и снабдили штуковину набором картинок, чтобы и самый бестолковый игрок не запутался. Увидели маску возле реплики — значит, сейчас подопечный съехидничает; выбрали надпись с иконкой-топором — готовьтесь к драке. Даже скупые «конспекты» высказываний читать нет необходимости — бесценные значки выручат…
***
Однако вы видите положительную оценку. Почему? Но — это «похвально» уже такое, пессимистичное. Оно смотрит в будущее грустным зеленым глазом и роняет горькие слезы. Что же случится с серией в Dragon Age 3? Остается только гадать.
Плюсы: колоритные товарищи; третий и четвертый акты хороши; среди безликих побочных квестов встречаются и весьма добротные.
Минусы: тотальное упрощение всего и вся; скучные сражения; неуместная диалоговая система; «филлерный» сюжет; дефицит наполнения — локаций, запоминающихся событий и ярких личностей.